Администрация Пензенского района
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Часто задаваемые вопросы
О предоставлении сведений о доходах на супруга, являющегося индивидуальным предпринимателем

Вопрос:

Федеральный государственный гражданский служащий, состоящий в зарегистрированном браке, обязан представить в кадровую службу сведения о доходах своей супруги. Как правильно отразить в справке соответствующие данные, если супруга госслужащего являлась в 2011 г. индивидуальным предпринимателем, доходы которого облагались ЕНВД (следует ли указывать в справке сумму вмененного дохода, отраженного в декларации индивидуального предпринимателя)?

Ответ:

Справка о доходах супруги федерального государственного гражданского служащего, являвшейся индивидуальным предпринимателем - плательщиком ЕНВД, заполняется на основе данных первичного учета, осуществляемого предпринимателем в произвольной форме.

Обоснование: Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы согласно утвержденному перечню, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представить представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. При этом Положение о представлении федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается актом Президента РФ (ч. 1, 2 ст. 20 Закона N 79-ФЗ).

Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).

В соответствии с пп. "б" п. 5 Положения государственный служащий представляет ежегодно сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ вмененным доходом признается потенциально возможный доход плательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

При этом п. 2 ст. 346.29 НК РФ определено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Следовательно, показатели декларации по ЕНВД, отражающие не реально полученный, а вмененный доход налогоплательщика, не должны использоваться при заполнении справки о доходах супруги госслужащего.

В названной ситуации целесообразно обратить внимание на Письмо Минфина России от 14.03.2012 N 03-11-11/81, в котором отмечено, в частности, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком единого налога на вмененный доход, вправе использовать для подтверждения полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).

Также для указанных целей индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога на вмененный доход могут вести учет доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и произведенные расходы.

Таким образом, справка о доходах супруги гражданского служащего, являвшейся индивидуальным предпринимателем - плательщиком ЕНВД, заполняется на основе данных первичного учета, осуществляемого предпринимателем в произвольной форме.


О сертификате на материнский капитал

Вопрос:

В 2011 г. у государственного гражданского служащего родился второй ребенок и был выдан сертификат на материнский капитал. Является ли эта сумма доходом и надо ли ее указывать в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 г.?

Ответ:

Если средства материнского капитала в 2011 г. не поступили на счет государственного гражданского служащего или его супруги, то сведения о них в справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 г. не вносятся.

Обоснование: Согласно п. 34 ст. 217 Налогового кодекса РФ средства материнского капитала являются доходом и, соответственно, должны указываться в п. 7 разд. 1 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего.

Минздравсоцразвития России в Протоколе совещания в Минздравсоцразвития России по вопросу выработки единых подходов к решению вопросов, возникающих при реализации нормативных правовых актов, устанавливающих запреты, обязанности и ограничения в отношении государственных гражданских служащих, в том числе обязанность предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 15.02.2011 N 4/17/16а (направленном Письмом Казначейства России от 07.04.2011 N 42-7.4-05/7.8-234), разъяснило, что сведения о материнском капитале указываются в п. 7 разд. 1 справки по факту перечисления денежных средств на счет государственного служащего (его супруги).

Таким образом, основанием для отражения суммы материнского капитала в справке о доходах является ее фактическое поступление на счет государственного гражданского служащего (его супруги).


Может ли служащий быть уволен в связи с тем, что им представлены недостоверные сведения о доходах супруги?

Вопрос:

Может ли государственный служащий (ведущий консультант Минздравсоцразвития России) быть освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с тем, что им представлены недостоверные сведения о доходах супруги?

Ответ:

Государственный служащий (ведущий консультант Минздравсоцразвития России) может быть освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с тем, что им представлены недостоверные сведения о доходах супруги, так как представление недостоверных сведений о доходах членов семьи является несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств (в том числе антикоррупционных), установленных законодательством для государственных служащих.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

На основании ч. 1 ст. 20 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Из ч. 7 указанной статьи следует, что под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Должность ведущего консультанта включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 N 153н.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных Законом N 79-ФЗ или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, являются одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Согласно ч. 8 ст. 8 Закона N 273-ФЗ невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 01.02.2011 N 33-1344 признал законным увольнение государственного служащего в аналогичной ситуации.

Учитывая изложенное, государственный служащий (ведущий консультант Минздравсоцразвития России) может быть освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с тем, что им представлены недостоверные сведения о доходах супруги.


О предоставлении сведений о доходах на супругу, если вместе не проживают

Вопрос:

Госслужащий (заместитель руководителя территориального органа ФНС России) не проживает совместно с супругой и не имеет сведений о ее доходах и имуществе, при этом супруги в разводе не состоят. Вправе ли госслужащий в этом случае не представлять представителю нанимателя сведения о доходах и имуществе супруги?

Ответ:

Тот факт, что супруги проживают раздельно, но брак между ними в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, не расторгнут, не является законодательно установленным основанием для освобождения от обязанности представлять сведения о доходах и имуществе супруги. Однако в рассматриваемом случае факт раздельного проживания супругов и, как следствие, отсутствие информации о доходах и имуществе супруги может быть признан в качестве основания для освобождения от ответственности за непредставление сведений о доходах и имуществе супруги по результатам рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в ФНС России. Для рассмотрения данного факта госслужащий должен направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление с указанием соответствующих причин, по которым он не может представить сведения о доходах и имуществе супруги.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Согласно ч. 6.1 указанной статьи непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случае если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Как следует из ч. 7 ст. 20 Закона N 79-ФЗ, под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

В соответствии с пп. "ж" п. 3 Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе и территориальных органах ФНС России, и федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности в Федеральной налоговой службе и территориальных органах ФНС России, сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, утвержденного Приказом ФНС России от 21.05.2012 N ММВ-7-4/344@ (далее - Порядок), обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на гражданских служащих, замещающих должности государственной службы в территориальных органах Федеральной налоговой службы, включенных в п. 2 разд. I Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (далее - Указ N 557).

На основании п. 2 разд. I Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом N 557, должности заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти включены в перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Из пп. "б" п. 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (далее - Положение), пп. "б" п. 6 Порядка следует, что гражданский служащий ежегодно обязан представлять сведения о доходах супруги (супруга), полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о его обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

В соответствии с п. 2 ст. 10 СК РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Согласно ст. 18 СК РФ расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных ст. ст. 21 - 23 СК РФ, в судебном порядке.

Учитывая изложенное, тот факт, что супруги проживают раздельно, но брак между ними в порядке, предусмотренном СК РФ, не расторгнут, свидетельствует о том, что гражданский служащий не освобождается от обязанности представлять сведения о доходах и имуществе супруги.

В соответствии с п. 9 Положения, п. 9 Порядка в случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

При этом, как следует из Обзора проблемных вопросов, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Справка Минтруда России от 05.10.2012), в случае если служащий по объективным причинам не может представить сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга), ему следует направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление, в котором указать причины непредставления необходимых сведений (раздельное проживание и т.д.). Данный факт подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в каждом федеральном государственном органе.

Таким образом, в рассматриваемом случае факт раздельного проживания супругов и, как следствие, отсутствие информации о доходах и имуществе супруги может быть признан в качестве основания для освобождения от ответственности за непредставление сведений о доходах и имуществе супруги по результатам рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в территориальном органе ФНС России. Для рассмотрения данного факта госслужащий должен направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление с указанием соответствующих причин, по которым он не может представить сведения о доходах и имуществе супруги.